Структура религиоведения и специфические особенности его
структурообразующих дисциплинСтраница 3
§ учение о психологических основах религии;
§ совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе;
§ раскрытие многообразия религиозно-психического опыта;
§ анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.;
§ методика психологических исследований религиозности.
Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным общностям и общинам.
Феноменология
религии складывается в ХХ в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи де ла Соссе, немецкий философ и теолог Р. Отто, англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде, голландский историк религии К.Ю. Блеекер и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э. Гуссерля и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера.
В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. Ныне считается, что главными понятиями феноменологии религии являются такие, как «священно» в отличие от «профанного» («священный предмет», «священное число», «священное пространство и время»), «нуминозное» и др. Можно высказать следующую гипотезу о предметном поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимание явлений религии, дает их систематическое описание. Таким образом, специфика феноменологии религии выявляется при определении ее предметной сферы, исходным пунктом которой становится рассмотрение слова «религия». В отличие от философии религии феноменология анализирует не понятие, а именно слово, полагая, что в понятии религии содержатся определенные мировоззренческие или идеологические предпосылки.
История
религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных раздела. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя Ш. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в. в развитии истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время история религии становится областью деятельности многих исследователей.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История религии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различием методологических позиций и точек зрения. Неодинаковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; принципы классификации религии и т.д.
Интересные материалы:
Определение, происхождение, сущность религии
Все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово religio не переводится, и в ру ...
Инквизиция в Италии.
В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее оплотами стали Рим, а также Флоренция. Было и там немало ревностных преследователей еретиков, в том числе Петр Мученик и Райнерио Саккони.
Но в Италии суть конфликта не сводилось ...