Религия евреев (иудаизм)Страница 2
Установлено примерно и время происхождения остальных книг Библии. Хронология и последовательность их оказалась очень непохожей на традиционную.
Таким образом, зарубежная буржуазная наука в лице ее наиболее прогрессивных представителей сделала очень много для выяснения подлинной истории Библии. Но в критике самой еврейской религии даже лучшие представители буржуазной науки останавливаются на полдороге. Вопреки своим же исследованиям они полагают, что в основе еврейской религии лежало что-то глубоко самобытное, отличное от религий всех остальных «языческих» народов, что-то особенно возвышенное. Даже у самых свободомыслящих буржуазных исследователей еврейский народ выглядит как особый, избранный народ, а религия его – как богооткровенная.
До конца последовательная критика Библии и строго научный анализ истории религии евреев даны советскими учеными; в этом отношении особенно ценны работы академика Н.М. Никольского и А.Б. Рановича (см., например: А. Ранович. Очерки истории древнееврейской религии, 1937). В них выясняется не только история собственно библейского текста, но и история самой религии в связи с общим ходом истории еврейского народа от эпохи кочевания еврейских племен в Северной Аравии и вплоть до эпохи разгрома еврейских восстаний против римского владычества в I–II вв. н.э. и изгнания евреев из Палестины.
Изучение истории библейского текста, как и изучение последовательного хода развития самой религии, – дело необычайно трудное прежде всего потому, что текст Библии подвергался неоднократной переработке и редактированию. Древнейшие его части, как теперь установлено, это Песнь пророчицы Деворы, относящаяся к XIII в. до н.э., и Песнь Давида на смерть Саула и Ионафана – XI в. до н.э. Книги и речи пророков составлены в VIII–VI вв. до н.э. В эпоху «второго храма», после возвращения евреев из вавилонского плена (V в.), происходила коренная переработка и редактирование всех библейских книг в духе строгого монотеизма и централизации культа. Вот почему сейчас очень трудно разобраться в составных частях Библии и в их хронологии.
Помимо книг Библии есть еще некоторые – немногочисленные – письменные источники, в том числе сочинения еврейского историка Иосифа Флавия: «Иудейская война», написанная главным образом по личным наблюдениям: событий 66–70 гг., и «Иудейские древности», составленные на основе тех же библейских книг, но дополненные устными преданиями.
В последние годы появились и некоторые новые, дополнительные источники изучения древнееврейской религии. В течение 1947–1957 гг. на побережье Мертвого моря в Палестине, в пещерах около развалин древнего поселения Хирбет-Кумран, были сделаны очень интересные находки: найдены свитки рукописей на древнееврейском языке, относимые ко II–I вв. до н.э. и содержащие в себе части текста книг Библии (но отличного от канонического), устав общины отшельников, как полагают известных эссенов, и др. Кумранские рукописи, изучение которых началось лишь недавно, могут пролить новый свет на неясные вопросы древнееврейской религии.
Интересные материалы:
Некоторые второстепенные особенности
Следует также выделить некоторые второстепенные особенности, замеченные Савченко П.Д., который называет их второстепенными потому, что они не отражаются в вероучении. В то же время они очень характерны для практической жизни АСД.
а) В мо ...
Принципы толкования поэзии.
Основные характеристики поэтического жанра, рассмотренные выше, помогают нам сформулировать некоторые принципы толкования библейской поэзии.
1. Поэзия выражает определенное содержание при помощи строго определенных форм, поэтому перед то ...