Собор
Зачатия св. Анны и храм свт. Иакова РостовскогоСтраница 1
Стоящие вплотную друг к другу, эти величественные храмы воспринимаются как единое целое, что и неудивительно: ведь один из них «вырос» из придела другого. Наилучший вид на них открывается с юго-западной башни монастыря. Если смотреть с нее, то храм свт. Иакова оказывается слева, а Зачатьевский собор — справа.
Собор Зачатия св. Анны — самое старое из ныне существующих строений монастыря. Он был возведен в конце XVII века при митрополите Ростовском Ионе (Сысоевиче). Известный своей ревностью к церковному благолепию, митрополит Иона много потрудился для украшения ростовских и ярославских церквей. Изначально храм был освящен во имя Святой Троицы, а в 1754 году его переосвятили в честь Зачатия св. Анны — «в память превобытного храма, созданного Яковом епископом Ростовским». Строительство каменного храма было вызвано не только желанием митрополита украсить обитель, но и прямой необходимостью. Старый деревянный Зачатьевский храм пришел к описываемому времени, как показывают документы, в полную негодность.
В XVIII—XIX веках собор несколько раз перестраивали, вследствие чего он утратил свой первоначальный облик. Так, в 1725 году с северной стороны собора был сооружен придел во имя свт. Иакова. Позже, в 1824 году, его разобрали и на его месте возвели полноценный храм, освященный во имя того же святого. Одновременно западному фасаду собственно Зачатьевского храма придали архитектурное оформление, схожее с оформлением Яковлевской церкви. На фотографии хорошо видны одинаковые портики с колоннами.
Легко заметить, что храм свт. Иакова сориентирован в архитектурном отношении на соседствующий с ним с северной стороны храм свт. Димитрия. На этот счет в монастыре сохранилось особое предание. Связано оно с посещением обители Александром I в 1823 году. Узнав, что вместо теплого придела во имя свт. Иакова планируется возвести особый храм, он «обратился к церкви святителя Димитрия и, с лестной похвалою отозвавшись об изяществе ее архитектуры, присовокупил, чтобы и новый храм во имя св. Иакова сооружен был в том же вкусе». Естественно, монастырское начальство последовало монаршему совету. Есть во внешней похожести храмов и внутренний смысл — таким образом, подтверждается равнозначность святителей Ростовских Иакова и Димитрия, их одинаково важная роль в устроении монастыря.
Согласно сохранившимся свидетельствам, внутреннее убранство храмов отличалось особой пышностью. Вот, например, как описывает интерьер Зачатьевского собора
Д.С. Селецкий (1849 год): «Алтарь отделен резным, вызолоченным иконостасом с выступами и колоннами, около коих обвиваются виноградные кисти, и утвержден в нижнем ярусе на капителях . Запрестольные иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями . За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунтов — дар графа Н. П. Шереметева . Иконы в иконостасе живописные, писаны в 1780 году харьковским живописцем Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями . Перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от Царских врат висят серебряные, вызолоченные лампады, перед прочими — серебряные, без позолоты. Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами».
А вот его же описание храма святителя Иакова, сделанное в то же время: «Храм во имя св. Иакова украшен великолепным иконостасом и расписан стенным письмом по золоту. Иконостас снизу доверху пышет золотом; колонны обвиты виноградными лозами с кистями. Иконы в иконостасе живописные и отличаются изяществом отделки. Стенопись храма академического стиля. В художественном отношении картины представляют большое разнообразие и богатство в группах, выразительность фигур, изящный вкус и строгую отчетливость».
Интересные материалы:
Анабаптисты
Их христианство является в значительно большей степени чувственным, чем интеллектуальным. Этот тип восприятия сложился задолго до реформы. К нему можно отнести движения «милленаристов». В 1522 г. — в начале реформы — возникло крестьянское ...
Православное учение о богопознании
Текст Священного Писания повествует о том, как изгнанные из Рая прародители на горьком опыте поняли, что значит для человека общение с Богом. Теперь человек должен искать Бога. До пришествия на землю Господа Иисуса Христа, возможности чел ...