Введение

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Уже поэтому личность его основателя и сущность его учения способны вызывать к себе интерес не только в среде специалистов, занимающихся изучением Индии или религий Востока, но и в более широких кругах. Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом. Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно - варновой системы, так и аворитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым-архатом или буддой. В течение тысячи лет буддизм процветал в Индии, определяя ее духовный облик, но постепенно был вытеснен из нее окрепшим и возродившимся индуизмом и после 13в.н.э. практически полностью исчезает на своей исторической родине. С начала нашей эры буддизм начинает распространяться в Китае, откуда позднее проникает в Корею и Японию. Позднее, с 7 в. буддизм начинает проникать в Тибет, откуда он приходит в Монголию и к некоторым народам Сибири. С конца 19в. буддизм начинает в определенной степени проникать в страны Европы и Америки, где появляются общины последователей различных направлений этой религии. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также корейское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Таиланде, Лаосе[2,c.5].

Настольной книгой буддиста является Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важные изречения из различных текстов палийского канона, изложенных афористично и ярко. Она содержит все учения целиком и представляет собой настоящий компендиум буддийской мудрости, которая, как указывается в каноне, постигается в первую очередь сердцем, а не разумом.

Основатель буддизма - реальная историческая личность. Так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии. Говоря об основателе буддизма, его называют разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и др. Означают эти имена следующее:Сиддхартха-личное имя, Гаутама- имя рода, Шакьямуни «мудрец из племени шаков (или шакья)», Будда- «просветленный», Татхагата- Так приходящий и так уходящий», Джина- «победитель», Бхагаван-« торжествующий». Самое распространенное из них имя- эпитет «Будда», от которого пошло название всей религии.

В настоящее время известны пять биографий Будды: «Махавасту», написанная во 2в. н.э.; «Лалитавистара», появившаяся во 2-3 вв. н.э.; «Буддхачарита», изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхошей (1-2 вв.н.э.); «Ниданакатха» (примерно 1 в.н.э.); « Абхинишкраманасутра», вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты.

Основные разногласия возникают при определении времени жизни Гаутамы: эта датировка колеблется от 9 до 3 в. до н.э. Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623г. и умер в 544г.до н.э., но большинство исследователей считают датой его рождения 564г., а смерти-483г. до н.э., иногда округляя их до 560 и 480[2,c.7].

Во всех этих биографиях реальная и мифологическая жизнь Будды тесно переплетены друг с другом. Но из многочисленных мифов все же можно составить представление о родоначальнике одной из мировых религий.


Интересные материалы:

Основные концепции в религиоведении
Гегелевская схема. Когда в XVIII—XIX веках западная наука становилась чуждой религиозности, она попробовала рассмотреть и веру в Бога не изнутри, как это делали древние христианские мыслители, но извне. Религия превратилась для ученых в о ...

Философия индуизма
Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследован ...