Православные сайты рунета: специфика и статистика
Совокупная аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычного сектора мировой сети Интернет) невелика. Связано это, главным образом, с тем, что интересы пользователей «всемирной паутины» обычно лежат далеко вне религиозной сферы. По данным портала Rambler пользователей в сети интересуют, главным образом, компьютеры и Интернет (32%); развлечения (23%); новости и СМИ (8%); бизнес (7%) и автомобили (5%). Совокупная дневная аудитория религиозных сайтов рунета, по данным Rambler, составляет лишь около 60 тысяч посетителей (или около 0,3% от общей аудитории рунета).
Оценить же точно, сколько посетителей религиозного сектора рунета посещает православные сайты, не представляется возможным, потому что не все православные сайты используют системы Интернет-статистики. Однако, поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов включено в раздел «Религия» рейтинга Rambler, это позволяет получить требуемую приближенную оценку с достаточно высокой точностью. Анализ статистики сайтов раздела «Религия» показал, что посещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные – 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) – 19%, восточные культы и оккультизм – 11%, исламские – 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты – 6%, иудейские – 4%[15].
Итак, большинство посетителей религиозных сайтов рунета (51%) читают православные сайты. Каково же число религиозных и православных сайтов в русском Интернет-пространстве? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, во-первых, понятие Интернет-сайта весьма условно, во-вторых, как уже говорилось выше, не все религиозные Интернет-проекты включены в классификаторы, позволяющие получить открытый доступ к требуемой статистике. Так, согласно поисковику Yandex количество православных сайтов рунета около 2000 (январь 2005 г.), т.е. около 0,11 % от общего числа сайтов. По данным же Rambler Toр 100 религиозные сайты рунета (1262 сайта, по данным за январь 2005 г.) составляют примерно 0,19% от общего числа сайтов рунета.
Таким образом, сравнив доли числа православных (0,11%) и религиозных (0,19%) сайтов рунета, можно сделать вывод о том, что около 60% религиозных сайтов русского Интернета — православные.
Полученные цифры позволяют сделать один важный вывод. Авторы инославных сайтов на русском языке действуют более активно, чем православные, ибо условный показатель эффективности православных сайтов (доля числа сайтов/доля числа посетителей) меньше 1 (он равен примерно 0,86). Объясняется это, видимо, тем, что инославные сайты имеют, по большей части, миссионерскую направленность, в то время как большинство православных проектов носят пока информационно-справочный характер.
Тройка самых посещаемых православных ресурсов рунета осталась в минувшем году неизменной — это проект «Православный календарь», портал «Православие.RU» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десятку наиболее посещаемых проектов вошли также: Каталог «Православное христианство.RU», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции «Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU», библиотека православного христианина «Благовещение» и Интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение».
В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы Православие и мир, Милосердие.RU, Библион, Русское православное телевидение, Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово, Правая.RU, Благословение и др.
На основе анализа числа сайтов, отнесенных к различным рубрикам каталога «Православное христианство.ru», можно составить представление о тематической структуре православного рунета. Каждый четвертый православный узел рунета представляет собой официальную страницу — храма, епархии, благочиния, иного учреждения Русской Православной Церкви, или официальный сайт церковно-общественной организации. Другая четверть православного рунета состоит из ресурсов, посвященных православному искусству и научным вопросам. Далее идут, в порядке уменьшения числа сайтов, такие тематические группы, как «Православное вероучение» (9%), «Семья, жизнь в миру» (7%), «Образование» (7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы» (6%), «Политика и идеология» (5%), «Церковь и общество» (5%), «Личные странички» (3%) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православных христиан (3%).
Половину официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички, 17% — страницы церковно-общественных организаций, 15% — монастырские сайты, 12% — официальные епархиальные сайты.
Одновременно с появлением в русском Интернете первых православных страничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти ресурсы. Вначале, когда число православных ресурсов сети исчислялось десятками, это были обычные разделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного Интернета, когда православные страницы стали исчисляться уже сотнями, появились первые систематизированные каталоги. Одними из таких каталогов были «Koinonia» Виктора Сударикова, «Ортодокс», г. Санкт-Петербург и тамбовский проект «Истина Православия», ТГТУ. Каждый из этих проектов привносил в православный Интернет новые идеи: в каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительную проверку автором, в каталоге на сервере «Ортодокс» было реализовано автоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описаний ссылок изображениями-баннерами; подборка ссылок на сервере Тамбовского университета была дополнена системой распределенного поиска по описаниям ссылок в каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые в православном рунете реализована идея многоуровневого рубрикатора.
В настоящее время в Российском Интернете реально действуют три каталога православных ресурсов. Это — личная подборка ссылок Николая Ардабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедева и каталог «Православное христианство.ru», поддерживаемый группой редакторов-добровольцев.
Анализ продолжительности жизни православных сайтов показывает, что многие православные сайты (главным образом это — личные авторские проекты) закрываются в течение первых пяти месяцев после открытия[16]. Эту группу сайтов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория сайтов — это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, год существования — это важный рубеж для православного сайта. Большинство проектов не выдерживают, увы, испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж (сайты-долгожители), могут существовать два и даже три года и больше.
Можно назвать следующие причины, которые обычно приводят к закрытию православных проектов:
— потеря у авторов Интернет-проекта интереса к сайту;
— смена руководителя организации, которой принадлежит сайт;
— переход администратора сайта на работу в другую организацию;
— проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или у автора сайта;
— отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;
— реорганизация православных Интернет-проектов.
Интересные материалы:
Принципиальные особенности нынешней и будущей религиозной ситуации в
Беларуси
В период с 1998 по 2000 годы Институт социологии Национальной Академии наук РБ провел социологические исследования, обобщенные результаты которых поможет раскрыть и проанализировать сегодняшнюю и будущую религиозную ситуацию в нашей стран ...
Некоторые аспекты брака.
Первое: необходимость махра.
Махр[3] необходим для выплаты невесте в связи с заключением брачного договора. Его размер может быть определен точно. Если же размер махра не оговорен, то есть при заключении брачного договора не указано на н ...